Происхождение психософии как системы
Система психософского знания зародилась не сама по себе. Сначала я расскажу о том, что психософия как знание появилась в качестве дополнения к знанию соционическому. Со своей стороны, соционическое знание является дополнением к психософскому: все зависит от того, с какой стороны подходить к человеку как к точке пересечения парадигм знаний.
Довольно просто понять это, обратившись к базовым понятиям соционики и ПС (психософии).
Провожу сравнительный анализ базовых понятий соционики и психософии. Я выделил таковых 2, по одному в каждой типологии. Каждое из этих понятий отвечает главной задаче одной из рассматриваемых типологий, и реализуется с ее помощью.
Это такие фундаментальные понятия, как психологический комфорт и развитие психических функций.
Понятие психологического комфорта лежит в основе соционики и вводится с самого начала, т.е. в первой книге Аушры А.[1]. Это понятие является базовым для соционики, без него теряют смысл теория ИО (интертипных отношений) и модель А в целом. Происходит это потому, что соционика без понятия психологического комфорта, который является следствием психологической совместимости, не решает конкретных задач, связанных с повседневным взаимодействием людей.
Развитие психических функций лежит в основе ПС, главное предназначение которой по Александру А.[2] — лечить проблемные места, что необходимо для гармонизации личности.
Однако обе типологии утверждают, что правильный выбор партнера (то есть, с дополняющим типом) обеспечивает и комфортное сожительство, и духовное развитие.
Каким же образом происходит духовное развитие с точки зрения соционики и создается комфортное психологическое окружение (при взаимодействии с одним индивидуумом в первую очередь) согласно психософии? Отвечаю: при комфортных соционических ИО обладатель определенного ТИМа (типа информационного метаболизма) избавляется от необходимости тратить слишком большое количество ресурсов, «прикрывая» маломерные[3] функции, и излишне накачивая многомерные, для полноценного участия в жизни общества. Избавляясь от лишней траты ресурсов, индивидуум получает достаточно энергии для саморазвития, изучения себя, освобождения собственного духа от ограниченных представлений о себе и о мире. То есть комфорт создает условия для развития, так работает соционическое знание.
При благотворных психософских отношениях запускается процесс развития – парнер-агапэ показывает разнообразные варианты действий: как можно себя вести, как себя держать, что считать раздражителями, как реагировать на раздражители и т.д. При этом агапэ показывает, как в таких условиях остаться чутким и проницательным, внимательным к чужому мнению. Таким образом, осуществляется комплексная терапия проблемного участка: Третьей функции. Вследствие того, что в отношениях агапэ партнеры чутки и не задевают Третьи функции друг друга, а также вследствие того, что у каждого из них есть чувство востребованности, – агапэ являются симметричными отношениями, создающими психологический комфорт. Таким образом, с точки зрения психософии развитие приводит к комфорту.
Можно сделать вывод, что соционика предназначена для создания психологического комфорта, а психософия для развития человека, для его духовного, морального, интеллектуального и физического роста. Поэтому в психософии не существует аналогичных соционике интертипных отношений, которые имели бы целью создание комфорта, и при этом работали максимально эффективно. ИО в психософии неизбежно будут работать нечетко, потому что являются производными от других отношений.
Отношения, которые были заданы А.Афанасьевым, я называю «благотворными». БО (благотворные отношения) в психософии работают по следующим принципам:
1 Верхние (условно «сильные») функции, оказывают влияние на нижние (условно «слабые»);
2. Функции диалоговые, подстраивающиеся под партнера и при этом сильные, оказывают благотворное влияние на слабые и слишком диалоговые функции (субъективный избыток диалоговости может быть истолкован как «навязчивость», «нерешительность», «чистоплюйство»). Процесс диалога, поиска компромисса, сравнения и обсуждения точек зрения в психософии именуется процессом, а функции настроенные на диалог – процессионными.
3. Сильные функции, настроенные на результат, оказывают благотворное влияние на слабые функции, настроенные на результат, продвижение одного мнения, желания, чувства, мысли. Такие функции именуются в психософии результативными.
Если же дихотомия процессионность\результативность становится источником напряженности в паре партнеров с одинаково сильными (или одинаково слабыми) функциями – например Первой (сильной результативной) Физикой и Второй (сильной процессионной) Физикой, то такая напряженность намного меньше, чем в случае различия «силы» функций. В последнем случае более сильная функция будет оказывать большое влияния на более слабую, тем самым инициируя нежелательное для слабой начало\окончание процесса. Нежелательным начало процесса является для результативной функции, а окончание – для процессионной. Слабая функция не способна влиять на процесс таким образом, чтобы было ей комфортно, так как не имеет для этого достаточно сил.
Различие в доминировании\подстраивании наоборот, стимулирует к продолжению контакта.
Подробнее о дихотомиях доминирование\подстраивание и результативность\процессионность читайте в статье Иванова С.И.
Еще раз напоминаю, что «сила» и «слабость» функций в статье условны, и обозначают, уверен ли человек в себе по функции (например, по Второй Логике) или не уверен (например, по Третьей Логике). Сила приравнивается к уверенности для того, чтобы показать, каким образом человек влияет на события своей жизни, происходящие в поле данной функции. Уверенность как сила проявляется в следующем: будучи уверенным в своем знании предмета, человек учится легко и с удовольствием. То есть сила в психософском понимании равняется опыту, который неизбежно приходит вследствие высокого приоритета, высокого положения функции.
Итак, обозначим конкретные функции и их взаимодействия.
1-я – сильная результативная доминирующая
2-я – сильная процессионная подстраивающаяся
3-я – слабая процессионная доминирующая
4-я – слабая результативная подстраивающаяся
Различие в процессионности\результативности обозначим как -1 к благотворности ИО, схожесть в доминировании\подстраивании тоже как -1. Аналогично, схожесть в процессионности\результативности обозначим как +1 к благотворности ИО, а различие в доминировании\подстраивании как +1.
Различие в силе\слабости обозначим как множитель Х2, так как оно очень влияет на процесс.
По ссылке http://psychejoga.narod.ru/ Вы найдете калькулятор, который поможет быстро сопоставить положение функции и их дихотомии.
Примеры БО:
1234 (ЭВФЛ) – 4213 (ЛВЭФ)
В аспекте Логики (4) БО безоблачны, все необходимые установки совпадают\отличаются, благотворность (Б) равна: Б (Л) = 2 (+1 +1) = 4 (максимально возможное число, лучшее значение).
В аспекте Физики (3) П\Р отличается (-1), Д\П отличаются (+1), С\С совпадают (множителя нет). Б (Ф) = (-1 +1) = 0 (среднее число, нейтральное значение)
В аспекте Воли (2) функции совпадают и: Б (В) = (-1 +1) = 0
В аспекте Эмоции (1) функции расположены наиболее неблагоприятным образом из всех возможных: Б (Э) = 2 (-1 -1) = -4 (минимально возможное число, худшее значение).
В сумме Б (4213) = 0, то есть, нейтральное значение, и основное влияние на реальные отношения носителей ПЙ типов будут оказывать ТИМы носителей.
1234 (ЭВФЛ) – 1432 (ЭЛФВ)
Б (1) = (-1 +1) = 0
Б (2) = 2 (-1 -1) = -4
Б (3) = (+1 -1) = 0
Б (4) = 2 (-1 -1)= -4
Степень благотворности отношений аналогична степени благотворности эроса.
Здесь Вы найдете утилиту для рассчета БО.
Литература
1. Аугустинавичюте А.
«Дуальная природа человека»
2. Афанасьев А. «Синтаксис любви»
3. Эглит И.Размерность функций//СМиПЛ №2, 2007
4. Мясников А. «ПсихеЙога. Модель.»//LJ psycheyoga
5. Мясников А. «Символьная ПЙ»//LJ psycheyoga
6. Василенко А., Иванов П.А., Посаженникова С.В «Функциональные установки в Психе-йоге»//Psycheyoga.Ru
7. Иванов П.А. «Пояснения к статье «Функциональные установки в психе-йоге»»//Socioniki.Net.Ru