Комбинация моделей А и Е

Комбинация моделей А и E

 

Содержание:

  • Концепция матрешки
  • Модель Е (вариант с ременной передачей)
  • Модель А на ременной передаче
  • Комбинация моделей А и Е

 

Концепция матрешки

Скорее всего, соционика и психософия имеют одинаковые механизмы – просто эти механизмы имеют различный масштаб и различные сферы применения. Видимо, психософия – это как бы увеличенная копия соционики, поэтому психософский механизм проявляется более заметно, чем соционический.

Очевидно, диапазонность и процессионность функций, которые хорошо видны в психософии, в соционике просто нивелируются.

Соответственно, возможно, существуют и другие психические системы с таким же принципом работы, но с другими масштабами – таким образом, получается подобие «матрёшки психосистем».

  

Модель Е (вариант с ременной передачей)

Имеется элемент «Я». У этого элемента установлено 4 шкива, и ещё 4 шкива установлено на различных расстояниях. 4-ре ремня на этих шкивах постоянно движутся в среде социума («Вы»):

 

Модель Е - вариант с ременной передачей

 

(На рисунке траектории движения ремней несколько расширены (для наглядности). Шкивы не отображены.)

В определенной части каждого ремня прикреплено 2 элемента – один служит для передачи информации из среды к «Я», а другой – для передачи информации от «Я» в среду. Поскольку расстояния разные, частота получения и передачи информации различна: у первого ремня частота максимальна, а у четвертого – минимальна.

Ремни с установленными на них элементами представляют собой психософские функции.

Элемент «Я» можно назвать блоком получения, обработки, хранения и выдачи информации.

Рассмотрим свойства функций:

  • Свойства «результативность»/«процессионность» можно связать с частотой передачи информации: все функции процессионны, но у 1-й функции процесс происходит с максимальной частотой, что приводит к максимальной продуктивности (т.е. результативности), а у 4-й – с минимальной частотой, поэтому изменения по 4-й функции минимальны, что тоже приводит к результативности.

 

  • Свойства «монологовость/диалоговость» связаны с расстоянием от «Я» до удалённых шкивов и с частотой передачи информации:

1-я функция расположена близко к «Я», поэтому диалога с «Вы» не получается – происходит монолог;

2-я и 3-я функции активно взаимодействуют со средой «Вы» – происходит диалог;

4-я функция расположена максимально близко к «Вы», но частота передачи информации настолько мала, что полноценного диалога не получается – либо он получается «растянутым во времени» (свойства 4-й функции более подробно описаны в статье «Модель Е в психософии»).

 

  •  «Язву» 3-ей функции также можно объяснить частотой передачи информации – здесь имеется переходная частота, при которой обмен информацией происходит настолько часто, что всё ещё имеет значение, и настолько редко, что вызывает раздражение. (Можно назвать это «точкой бифуркации».) Кроме того, 3-я функция расположена ближе к «Вы», чем 2-я, что обуславливает более тесное взаимодействие с социумом.

 

  • Приоритет срабатывания функций тоже можно объяснить частотами передачи информации – у 1-й функции частота самая высокая, поэтому она реагирует первой, а у 4-й – самая низкая, поэтому она «включается» последней.

 

  • Степень достоверности коррелирует с частотой передачи информации: чем она выше, тем больше информационный объём; тем выше достоверность.

 

  • Можно ввести понятие мерности функций. В незнакомой ситуации, требующей быстрой реакции, маломерная функция не успевает пройти полный цикл приёма/передачи информации (либо проходит малое количество циклов по сравнению с многомерными), поэтому используется заранее наработанный шаблон, хранящийся в блоке «Я». В основном это касается 4-й функции.

    3-я функция в этом плане аналогична 4-й, но при этом на неё накладывается «язва».

    2-я функция за короткий промежуток времени проходит достаточно большое количество циклов, чтобы реагировать гибко, ситуативно.

    1-я функция проходит максимальное количество циклов, однако избыток информации замедляет её обработку блоком «Я», поэтому ситуативно реагировать она не может.

 

Следует отметить, что эта модель допускает упрощение: частоты инфообмена на самом деле не дискретны – имеется плавный частотный переход, обуславливающий наличие у функций диапазонов. 

 

Модель А на ременной передаче

Моделирование информационного метаболизма

Что такое ременная передача? Упрощенно говоря, это колёса, соединённые ремнём. При вращении ведущего колеса ремень приходит в движение и тем самым приводит в движение ведомое колесо.

Такие колеса принято называть «шкивами». В этой модели ремни служат для того, чтобы переносить информацию от одного шкива к другому, т. е. для осуществления обмена информацией. Таким образом моделируется процесс информационного метаболизма (ИМ).

Чтобы смоделировать процесс информационного метаболизма, один шкив нужно поместить рядом с человеком, а другой установить в окружающей среде (информация будет переноситься ремнём).

В соционике информационный обмен осуществляется по 8-ми информационным аспектам. Значит, всего нам понадобится 8 ремней (и, соответственно, 16 шкивов).

Модель А на ременной передаче
Разместим рядом с человеком 8 шкивов, а по обе стороны – на разных расстояниях от него — ещё 8. Протянем между ними 8 ремней.

Пусть в левой части будут размещены ремни, «отвечающие» за информационный обмен, связанный с 1-й, 2-й, 3-ей и 4-й соционическими функциями, а в правой части – ремни, «отвечающие» за инфообмен, связанный с 8-й, 7-й, 6-й и 5-й функциями. См. рисунок:

Модель А

(Шкивы на рисунке не отображены, а траектории движения ремней для наглядности несколько расширены.)

Пусть вся информация, поступающая к человеку по ремням, будет обрабатываться специальным блоком «Я», содержащим 8 соционических функций. В этом же блоке информация будет также сохраняться.

Теперь рассмотрим свойства модели:

«Сила» функций
Поскольку ремни движутся с одинаковой скоростью, те ремни, которые расположены ближе к человеку, за тот же самый промежуток времени будут проходить большее количество циклов и будут передавать больше информации, чем ремни, которые расположены дальше от него.

Таким образом, 1-й и 8-й ремень будут поставлять функциональному блоку «Я» максимальное количество информации, а 4-й и 5-й – минимальное. Соответственно, 1-я и 8-я функции будут получать больше всего информации, а 4-я и 5-я – меньше всего.

Отсюда можно сказать, что чем больше информации получает функция за промежуток времени, тем она «сильнее».

Мерность функций
Согласно теории мерностей имеет место следующее распределение:

• 4-я мерность: опыт (Ex), норма (Nr), ситуация (St), время (Tm).
• 3-я мерность: опыт (Ex), норма (Nr), ситуация (St).
• 2-я мерность: опыт (Ex), норма (Nr).
• 1-я мерность: опыт (Ex).

Мерности можно выразить через частоты обработки информации:

• 1-й ремень проходит максимальное количество циклов, здесь имеется максимальная частота, поэтому по 1-й функции принимается максимальное количество информации из окружающего мира, соответственно, с помощью этой информации человек способен строить «далеко идущие стратегические планы». Это параметр «Время» (и 3 «нижних» параметра).

• Со 2-го ремня принимается меньше информации – «далеко идущие планы» с помощью этой информации строить уже нельзя, но с её помощью вполне можно решать текущие тактические задачи в реальном времени. Это параметр «Ситуация» (и 2 «нижних» параметра).

• С 3-го ремня – ещё меньше информации за тот же отрезок времени. Поэтому приходится использовать заранее заготовленные шаблоны, хранящиеся в блоке «Я». Это параметр «Норма» (и 1 «нижний» параметр).

• С 4-го ремня приходит наименьшее количество информации. По-видимому, этой информации не хватает, чтобы сделать шаблоны и составить представления даже о норме. Поэтому «подобие нормы» нащупывается методом проб и ошибок. Это параметр «Опыт».

Последовательность обработки информации в модели А
Чем по сути отличаются многомерные функции от маломерных? Многомерные способны «предвидеть» ход событий и/или реагировать ситуативно, адекватно ситуации, а маломерные функции ситуацию в реальном времени оценивать уже не способны.

Так происходит потому, что многомерные функции собирают больше информации из окружащей среды, а маломерные — меньше.

Можно представить это в таком виде: там, где многомерная функция за определённый отрезок времени получает 100 условных единиц информации, маломерная получает, допустим, 25 единиц.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать логичный вывод, что поступающая информация вначале принимается многомерным функциям, а потом уже маломерными, т.е. цикл можно записать так: (1,8 )-(2,7)-(3,6)-(4,5).

(Если точнее, за определённый отрезок времени 1-я и 8-я функции получают, допустим, 100 единиц информации, 2-я и 7-я допустим, 75 единиц, 3-я и 6-я — 50 единиц, а 4-я и 5-я — 25 единиц.)

Блок «Я»
Этот блок служит для получения, обработки, хранения и выдачи информации.

По сути в нём размещаются 8 соционических функций.

В блоке «Я» имеется 2 подблока: один – для обработки информации с ремней ментального кольца (функции с 1-ю по 4-ю), другой – для обработки информации с витального кольца (функции с 5-ю по 8-ю).

Режимы работы соционических функций
В рамках модели соционические функции работают в 2-х режимах:

Режим №1 — приём информации из окружающего мира.
Режим №2 — обработка полученной информации.

(Условно можно назвать 3-й режим – режим экспорта информации в окружающий мир, однако в рамках данной статьи он рассматриваться не будет.)

Эти два режима работают параллельно, одновременно.

В первом режиме осуществляется фоновый автоматический приём информации (по ремням), а во втором — происходит постобработка, творческая работа, требующая временных и энергетических затрат (это происходит в блоке «Я»).

Например, 2-я (творческая) функция воспринимает информацию ситуативно, в реальном времени, однако для обработки информации и её последующего экспорта социуму требуется определённая предварительная работа (кроме того, при творчестве 2-й функции используется информация 1-й (базовой) функции.)

Во втором режиме может осуществляться также, например, подбор заранее сохранённого шаблона, наиболее подходящего для решаемой задачи.

Нужно отметить, что в обоих режимах информация принимается/обрабатывается по циклу (1,8 )-(2,7)-(3,6)-(4,5).

Степень подверженности влиянию социума
Чем ремень ближе к блоку «Я», тем при осуществлении инфообмена меньше степень подверженности влиянию социума, и наоборот.

Таким образом, в наибольшей степени подвержены влиянию социума функции, «обслуживающиеся» периферийными ремнями – 4-м и 5-м.

Активное/пассивное кольцо
Активное кольцо (функции с 1-й по 4-ю) служит преимущественно для передачи информации к социуму.

Пассивное кольцо (функции с 5-й по 8-ю) служит преимущественно для приёма информации от социума. Степень пассивности в этом кольце плавно увеличивается по мере удаления от блока «Я» и достигает максимума на 5-м, периферийном ремне.

Блоки Эго, СуперЭго, Ид и СуперИд

Модель А

Блок Эго включает в себя 1-ю и 2-ю функции. Их ремни:
1) Слабо подвержены влиянию социума и вместе с тем находятся в поле влияния «Я», являясь как бы личными инструментами.
2) При этом по ним идёт инфообмен с высокой интенсивностью.
3) При этом, как находящиеся в активном кольце, они служат для того, чтобы воздействовать на социум.

Это соответствует формуле «Знаю».

Блок Суперэго включает в себя 3-ю и 4-ю функции. Их ремни:
1) Сильно подвержены влиянию социума, являются как бы коллективными.
2) При этом по ним идёт инфообмен с низкой интенсивностью.
3) При этом, как находящиеся в активном кольце, они служат для того, чтобы воздействовать на социум.

Это соответствует формуле «Надо».

Блок Ид включает в себя 7-ю и 8-ю функции. Их ремни:
1) Слабо подвержены влиянию социума и вместе с тем находятся в поле влияния «Я», являясь как бы личными инструментами.
2) По ним идёт инфообмен с высокой интенсивностью.
3) Как находящиеся в пассивном кольце, они служат для того, чтобы принимать информацию от социума.

Это соответствует формуле «Могу».

Блок Суперид включает в себя 5-ю и 6-ю функции. Их ремни:
1) Cильно подвержены влиянию социума, являются как бы коллективными.
2) По ним идёт инфообмен с низкой интенсивностью.
3) Как находящиеся в пассивном кольце, они служат для того, чтобы принимать информацию от социума.

Это соответствует формуле «Хочу».

Акцептность/продуктивность
Примечание: это наиболее сложный вопрос; рассматривается в нетрадиционной трактовке.

Сначала рассмотрим, что вкладывала в эти понятия А. Аугустинавичуте: «акцептные элементы в основном используются для сбора информации, а продуктивные — для ее обработки, для «продукции» выводов — отношения индивида к полученной акцептным элементом информации. Каждый акцептный элемент обеспечивает информацией один продуктивный элемент».

По А. Аугустинавичуте акцептными функциями являются 1-я, 3-я, 5-я и 7-я, а продуктивными – 2-я, 4-я, 6-я и 8-я.
В целом есть ряд оснований полагать, что свойство «акцептность» связано с чувствительностью к влиянию окружающей среды.

Как указывалось выше, в данной модели имеются 2 режима работы соционических функций, поэтому акцептность/продуктивность будет рассматриваться с учётом этих двух режимов:

Режим №1 — приём информации из окружающего мира.

Приём информации из окружающего мира, как показывалось выше, происходит по циклу (1,8 )-(2,7)-(3,6)-(4,5).

Однако субъективно человек может воспринимать информацию в совсем другой последовательности. На субъективное восприятие могут повлиять такие факторы, как:

• Cтепень подверженности функции влиянию социума.
• Принадлежность её к активному или пассивном кольцу.

Пусть степень подверженности влиянию социума на «ременной инфообмен» распространяется на функции, находящиеся в блоке «Я».

Например, если мы возьмём для рассмотрения 5-ю функцию: она максимально подвержена влиянию социума и при этом относится к пассивному кольцу ( поэтому информация субъективно воспринимается в первую очередь с этой функции).

Если возьмём 3-ю функцию: она сильно подвержена влиянию социума, но при этом расположена в активном кольце. Из-за высокой подверженности влиянию социума эта функция может субъективно казаться довольно восприимчивой, отсюда и имеет свойство «акцептность».

(4-я функция более подвержена влиянию социума, чем 3-я, но её восприимчивость нивелируется тем, что она принимает малое количество информации).

Учёт этих факторов позволяет видеть, что «степень акцептности» у 5-й и 3-ей функций различна – 5-я, если можно так выразиться, акцептна в большей степени. 

7-я функция, скорее всего, находится в некой «зоне конфликта» – потому что, с одной стороны, у неё сравнительно низкая степень подверженности влиянию социума, а с другой стороны, она расположена в пассивном, «воспринимающем» кольце.

1-я функция акцептна по определению – потому что с неё информация приходит в первую очередь.

Что касается свойства «продуктивность», то его можно использовать только применительно к режиму обработки полученной информации:

Режим №2 — обработка полученной информации.

Обработка информации в блоке «Я» должна проходить следующим образом: маломерные функции должны обрабатывать информацию с многомерных, т.е. в целом обработка должна проходить по циклу (1,8 )-(2,7)-(3,6)-(4,5).

Например, можно сказать, что относительно 1-й, базовой, функции все остальные функции в ментальном кольце продуктивны, потому что оценка информации так или иначе происходит с базовой.

Об обработке информации в витальном кольце
Хотя информация обрабатывается сначала многомерными функциями — 8-й и 7-й, для человека больший интерес представляют маломерные функции — 6-я и 5-я.

Субъективно получается так, что человек в первую очередь «замечает информацию» с маломерных функций. Так происходит потому, что в витальном кольце ремни, «обслуживающие» эти функции, в большей степени подвержены влиянию социума.

Наверное, можно сказать, что восприимчивость этих функций обуславливает их «ценность».
Поскольку в витальном кольце маломерные функции для человека ценнее многомерных, это выглядит так, что «многомерные функции используются как инструмент для целей маломерных функций».

Вероятно, поэтому считается, что в витальном кольце обработка идёт по циклу 5-6-7-8-

Инертность/контактность
Ментальное кольцо (функции с 1-й по 4-ю): 2-й и 3-й ремни активно взаимодействуют со средой «Вы» (контактность), 1-й расположена настолько близко к «Я», что контакта с «Вы» не получается, 4-й настолько далеко, что из-за большого периода обновления информации контакта с «Вы» также не получается (инертность).

В витальном кольце (функции с 5-й по 8-ю) активно взаимодействуют со средой 6-й и 7-й ремни – они по логике должны быть контактными, в то время как 5-й и 8-й – инертными. 5-й ремень, очевидно, может считаться контактным ввиду того, что он активно собирает информацию из среды «Вы».


Дихотомии

Дихотомии логика/этика и т.д. вытекают из приоритета получения информации из окружающей среды. Можно также сказать, что из мерностей, потому что чем выше мерность, тем выше приоритет обработки.

Соответственно, аспекты, которые обрабатываются первыми, закладываются в основу ТИМа; т.е., например, если из среды в первую очередь собирается информация об аспектах логики и интуиции, а потом уже об этике и сенсорике, то речь идёт об ИМ логика-интуита.

Заключение:
Предложенный модельный подход наиболее полно и целостно раскрывает феномен обработки информации.

Кроме того, отличительная особенность данного подхода заключается в том, что он раскрывает процесс информационного метаболизма в динамике.

Следует отметить, что эта модель допускает упрощение: частоты инфообмена на самом деле не дискретны – имеется плавный частотный переход, обуславливающий наличие у функций диапазонов (другими словами инфообмен осуществляется не по 8-ми, а по гораздо большему количеству ремней).

Вполне вероятно, что модель отражает реально существующее явление и раскрывает существование неких силовых линий.
 

 

Комбинация моделей А и Е

Модели А и Е можно объединить следующим образом:

 

Комбинация моделей А и Е

 

Можно предположить, что в психософской системе, по аналогии с соционической, имеется 8 функций («дополнительные» 4-ре функции на рисунке обозначены вопросительными знаками). В этом случае следует рассмотреть возможность существования разновертных психософских аспектов.

Возможно также, что психософские функции расположены в каком-либо ином порядке: например, на одном «лепестке» могут быть расположены «продуктивные функции», рассчитанные преимущественно на выдачу информации к социуму (1-я и 2-я – аналоги соционических базовой и творческой функций), а на другом «лепестке» — «акцептные функции», рассчитанные в основном на приём информации от социума (3-я и 4-я – аналоги соционических ограничительной и суггестивной функций).

 


28.09.09

Источники:

1. Евдокимов Я. Ю., статья «Модель Е в психософии», 2009 г.
2. Общая информация о модели А