Отправным пунктом ПЙ является тот факт, что существует 4 основных функции, которые присутствуют во всех типах, и зная, какое место занимает каждая функция, можно определить, какую роль она будет играть для каждого ПЙ-типа, а в соответствии с этим – какими будут ее характерные проявления. Далее, по аналогии с соционикой, имеет смысл ввести блоки из двух функций (а также поделить их на сильные и слабые, а также контактные и инертные). Однако, ввиду того, что психософская модель отличается от соционической, роль блоков функций в ПЙ этим не исчерпывается.
Ключевым является тот факт, что 4 функции в психософии, в отличие от функций в соционике, могут комбинироваться в совершенно произвольном порядке. И каждый из 12 возможных блоков (именно 12, а не 6, потому что порядок функций в каждом блоке существен!) выражает особый аспект взаимодействия с миром, например, блок ЛВ выражает способность развивать активность и взаимодействие с людьми на основе обьективных знаний. Более того, имеет смысл говорить о роли любого контактного блока в любом типе: чем в структуре данного ПЙ-типа две функции ближе, тем сильнее в его активности выражен этот блок и наоборот. Например, у ЛФВЭ (Платон) в основе жизненной программы лежит необходимость воплощать свои логические концепции (Л) в материальном мире (Ф), в то время как, скажем, для ЛВЭФ (Эйнштейн) применимость логических концепций к повседневным обстоятельствам материального мира играет второстепенную роль, что дает возможность заниматься научно-теоретической работой. Так как роль блоков, состоящих из соседних функций, в силу этого особенно значима, то их надо рассматривать особо. Мы назовем такие блоки сильносвязными.
Более того, в зависимости от места более сильной функции в каждом сильносвязном блоке можно говорить о том, какую роль занимает этот блок в деятельности человека: скажем,
- для ЛФВЭ осуществимость логических концепций в материальном мире (описываемая блоком ЛФ) играет программную роль;
- для ВЛФЭ – это сфера постоянной повседневной деятельности (именно поэтому очень многие ВЛФЭ оказываются квалифицированными организаторами и администраторами);
- а для ЭВЛФ взгляд на эту сферу выстраивается с позиции минимизации возможных рисков.
Теперь перейдем к описанию роли всех блоков.
ЛФ – это применимость логической концепции к материальному миру, например, диагностика неполадок и устранение их. Сюда же относится установление правил оперирования материальным миром и умение технологично оперировать материальным миром. Так, ЛФВЭ и ЛФЭВ непревзойден как техник и администратор технической системы, тем же обьясняется знаменитая почтительность ЛФВЭ и ЛФЭВ к инструкциям. ВЛФЭ хороши как организаторы управления, в том числе руководители предприятий, будучи способными быстро оценить, какого рода деятельность надо организовывать на различных участках производства (а ЭЛФВ весьма хорош как исполнитель, поэтому их немало среди программистов). А вот, скажем, ЭВЛФ и ВЭЛФ сфера активности, связанная с повседневным, рутинным производством подходит в явно меньшей степени, и необходимость решать подобные проблемы вызывает существенный дискомфорт.
ЛВ – это развитие логической концепции, умение взаимодействовать с людьми в ее рамках. Кроме того, это способность анализировать какое-либо явление и критически воспринимать устоявшиеся взгляды, будучи способным их пересмотреть. Именно поэтому очень много блестящих ученых – ЛВЭФ и ЛВФЭ. Хорошо известна и склонность ЭЛВФ к развитию самых различных логических концепций, поэтому нередок этот тип среди писателей-фантастов. А вот, скажем, ЭФЛВ и ФЭЛВ такой сферой занимаются заметно реже, так как она дается им весьма трудно, поэтому ученых-теоретиков этих типов мало.
ЛЭ – это умение донести свои логические концепции до мировосприятия окружающих, привлечь их внимание. Именно поэтому ЛЭВФ и ЛЭФВ талантливы как публицисты и просветители. ВЛЭФ все время стремятся организовать работу по просвещению, координируя активность людей, занимающихся такой работой, а ФВЛЭ и ВФЛЭ подобная деятельность дается с трудом.
ЭВ – это умение очаровать, завести, впечатлить людей идеей, преподнести критику и похвалу. Поэтому ЭВЛФ и ЭВФЛ почти незаменимы как популяризаторы необычных идей, взглядов и концепций, а также они блестяще умеют поднимать настроение окружающим. ФЭВЛ и ЛЭВФ очень хорошо чувствуют, насколько эта идея и концепция могут подойти в данный момент к настроению окружающих, и умеют договариваться с людьми. Наконец, ЛФЭВ и ФЛЭВ очаровываются необычными идеями труднее прочих типов и часто весьма инертны в отношении эмоционального порыва.
ЭЛ – это генерирование идей, развитая фантазия, творчское мышление в самом широком смысле слова. Наверно, именно типам с ведущим блоком ЭЛ лучше других удается писать сказки и притчи – это и Андерсен, и Толкиен, и Шварц, и Борхес – все они принадлежат к типу ЭЛВФ. Далее, ВЭЛФ и ФЭЛВ очень хорошо чувствует, какую идею стоит развивать здесь и сейчас. А вот ВФЭЛ и ФВЭЛ предельно реалистичны и к фантазиям относятся чрезвычайно сдержанно.
ЭФ – это и эстетика, и привлечение внимания через внешнюю красоту, и склонность «бросаться в схватку», начинать действовать в материальном мире под влиянием порыва. Как известно, очень склонны к этому ЭФВЛ (не этим ли обьясняются и дуэли самого Пушкина?). ВЭФЛ и ЛЭФВ очень умеют очаровывать окружающих текущими эмоциями и манерой держаться на людях. А для ЛВЭФ и ВЛЭФ внешняя эстетика имеет минимальное значение.
ВЭ – это умение направлять поступки людей, руководить ими, создавать дух команды, вести людей за собой. Поэтому ВЭЛФ и ВЭФЛ – блестящие ораторы и актеры, нередко выступают они и в качестве идеологических и эмоциональных лидеров. Далее, ЛВЭФ и ФВЭЛ постоянно развивают этот аспект жизни, стараясь быть в нем очень осторожными и вырабатывая стандартизированные решения для обеспечения влияния и самозащиты в эмоциональном плане. А, вот, ЛФВЭ и ФЛВЭ не склонны вести людей за собой, считая, что лучшим решением был бы сниженный эмоциональный тон, являющийся необходимой составляющей устойчивого положения вещей.
ВЛ – это умение провести логическую идею, создать структуру в мире вокруг. Поэтому ВЛЭФ и ВЛФЭ оказываются сильными организаторами и администраторами, ЭВЛФ и ФВЛЭ постоянно договариваются с людьми вокруг, находя точки согласия с ними, наконец, ЭФВЛ и ФЭВЛ стараются избегать структурирования мира вокруг и считают, что такое структурирование неестественно по отношению к реальному порядку вещей.
ВФ – это расширение пространства деятельности и адаптация материального мира вокруг к своим желаниям. Поэтому ВФЭЛ и ВФЛЭ стремятся руководить деятельностью по освоению материального мира вокруг и стараются преобразовать окружающий материальный мир согласно своим желаниям (частным случаем можно считать вторжение или захват рынка), ЭВФЛ и ЛВФЭ постоянно развивают активность в материальном мире, стараясь принять в учет в максимальной степени все его особенности, а вот ЛЭВФ и ЭЛВФ необходимость решать проблемы в материальном мире особенно в тягость.
ФВ – это умение приспособиться к существующим условиям материального мира, в том числе умение эффективно воспользоваться его возможностями и умение адаптироваться к дискомфортным внешним условиям. Поэтому самые устойчивые к дискомфорту и неприхотливые типы – это ФВЭЛ и ФВЛЭ (не случайно именно к этим типам принадлежат многие фримены в романе «Дюна», действие которого происходит на планете с чрезвычайно суровыми природными условиями). Постоянно находятся во взаимодействии с материальным миром, непрерывно учитывая его факторы риска и обращая внимание на разнообразные аспекты окружающего мира, ЭФВЛ и ЛФВЭ. Наконец, для ЭЛФВ и ЛЭФВ материальный мир воспринимается как постоянный фактор риска, и они производят впечатление постоянно страдающих людей.
ФЭ — это умение получать радость от текущего состояния материального мира, воспринимать его красоту. Поэтому впечатление жизнелюбов, знающих толк в жизни, производят ФЭВЛ и ФЭЛВ. У ВФЭЛ и ЛФЭВ получение радости от мира происходит с большим трудом, и чтобы избегать этого, они могут быть даже подчеркнуто грубы. Наконец, с точки зрения ЛВФЭ и ВЛФЭ окружающий материальный мир не рассматривается как источник радости – он не совершен и требует постоянного вложения труда и средств, чтобы увидеть его красивым.
ФЛ – это способность логически осмысливать материальный мир, определяя возможную пользу от применения разных сторон окружающей среды, в частном случае способность установить и удержать цену за свой труд. Поэтому очень прагматичны ФЛВЭ и ФЛЭВ, зная толк в вещах (наверно, именно ФЛЭВ был гоголевский слуга Осип с его знаменитым «И веревочка пригодится»), поэтому ВФЛЭ и ЭФЛВ постоянно ощущают ограниченность и неприменимость теорий для материального мира, веря в житейский опыт как главный источник истины, поэтому для ВЭФЛ и ЭВФЛ решение прагматических проблем происходит с надрывом, создавая для них основной источник трудностей.
Мы рассмотрели функциональные блоки в психософии. Впервые была сформулирована роль контактных блоков в деятельности каждого типа. Вероятно, это способно послужить к лучшему пониманию роли всех типов в мире.